Горячее крыло 
Анархистское крыло глобального сопротивления заявило о себе на первой же масштабной акции противников глобализации во время саммита 1999 г. ВТО в Сиэтле. Выделившись из общей массы демонстрантов, колонна анархистов крушила офисы корпораций, дорогие машины, макдональдсы.

Пик антиглобалистских выступлений и, соответственно, анархистских акций в их рамках пришелся на 2000-2001 гг. В Праге анархисты из «Голубой колонны» штурмовали полицейские баррикады на мосту к Конгресс-центру. В Генуе после убийства полицией члена «Черного блока» К. Джулиани они брали приступом тюрьму. Сразу после Генуи немецкая анархистская группа CEG-Dresden в знак протеста против помощи германских властей итальянской полиции захватила штаб-квартиру СДПГ в Дрездене. Тогда же греческие анархисты из группы им. К. Джулиани взорвали Национальный банк и Европейский исследовательский центр в Афинах.

Анархисты находятся на острие борьбы с трансгенами и биотехнологиями. В 2000 г. произошли многочисленные атаки на генетические лаборатории в США, самая известная из которых – разгром оранжерей компании Nature Bites Back в Портленде анархистской группой Anarchist Golfing Association. Яркие акции, приуроченные к антиглобалистским выступлениям, проводят анархистские группы хакеров. Наиболее известные среди них: SAIM (Суверенная анархистская милиция Интернета) и анархистская группа Pentaguard, которая 20-21 января 2001 г. разрушила десятки правительственных серверов США, Великобритании и Австралии.
 
Именно зрелищность анархистских погромов притягивает буржуазные СМИ. Репортажи из Сиэтла1999 г. оттеснили на Западе другие новости. Пражский разгром 2000 г. соперничал со спортивными программами из олимпийской Австралии. Подробности генуэзской битвы 2001 г. передавались как сводки новой мировой войны. И во всех этих акциях анархисты были поставщиками «жаренного» для буржуазных СМИ, прочно закрепляя за всем антиглобалистским движением имидж деструктивной силы. Правда, такие репортажи захватывали всё больше противников глобализации во всём мире, и, несомненно, служили расширению движения. Однако, уже начиная с Сиэтла, погромы вызывают протест мирных антиглобалистов. Да, анархисты, - главная сила, заставляющая властителей массового сознания – корпоративные СМИ – рассказывать об акциях антиглобалистов. Но они же и низводят идею движения до стихийного бунта.

Внутренние угрозы 
Кроме традиционного внешнего врага – неолиберального глобального капитализма, с которым открыто борется движение антиглобалистов, не менее опасные враги растут внутри самого движения. В первую очередь – это угроза справа. Знамя антиглобализма всё чаще поднимают правые политики и национал-патриоты. Самое заметное явление этого рода – лидер ультраправого Национального фронта, экс-кандидат в президенты Франции Ж-М. Ле Пен. Он выступает против евроинтеграции, глобализации и американизации культуры. И он впервые отнял голоса традиционно левого электората в промышленных районах страны. В Европе правые противники глобализации наращивают силы в Нидерландах, Австрии, Германии, Италии. Всё больше европейцев, обеспокоенных наплывом иммигрантов и ожесточившейся конкуренцией за рабочие места, поддерживают национал-антиглобализм.

В России – это, в первую очередь, национал-большевики. Как выразился А. Лапшин («Лимонка», №207), «принципы красного национализма и евразийской империи при определённой коррекции первоначальных трактовок вполне могут стать основой для будущего русского контрглобализма… При этом союзники у национал-большевиков могут быть самые разные, в том числе и этнические меньшинства России, по тем или иным причинам конфликтующие с космополитическим Центром». У нас же национал-антиглобализм исповедует часть правых и псевдолевых организаций, близких к акции «Восстань, Украина!». Так, по мнению обозревателя «Зеркала недели» К. Бондаренко (05-18.01.02 г.): «В перспективе украинский национализм имеет шанс превратиться в идеологию, которая станет инструментом антиглобалистских сил в Украине».

Если интернациональный антиглобализм говорит об удушении трудящихся бесконтрольными транснациональными корпорациями (ТНК), то национал-антиглобалисты выступают против подчинения ТНК национальных интересов, то есть интересов государства и правящих элит. Требования национал-антиглобалистов по защите национальной культуры имеет и отрицательную сторону – это этнический эгоцентризм и дискриминация по национальному признаку. К примеру, Ле Пен предлагал содержать незаконных иммигрантов в специальных лагерях. Для человека глобальной эры такие дремучие «побочные эффекты» антиглобализма совершенно неприемлемы. Но членам государственных иерархий, которые на обломках СССР формировались именно по национальному признаку, они в самый раз. Это и есть использование интернационального движения в национальных интересах, в прямом, местечковом смысле слова антиглобализм.

В отличие от национал-антиглобалистов, левая часть глобального сопротивления не отвергает глобализацию в принципе. Её-то и «антиглобалистами» можно назвать лишь в смысле борьбы с нынешней неолиберальной формой глобализации, бесконтрольным глобальным капитализмом. Левые выступают не за сворачивание процесса глобализации, а за приведение её под общественный контроль. Но и здесь есть своя угроза. По мысли неназванного автора украинского интернет-издания antiglobalizm.net.ua, левые видят будущее глобальное «общество, которое будет построено на принципах общественного производства и распределения продуктов, производства, ориентированного не на рыночный спрос, а на насущные потребности человечества».

Короче говоря, глобальный Совдеп. Таким «рабочим» антиглобализмом, чаще всего, страдают радикал-романтические юнцы, не заставшие той «советской» казармы, где нам оставляли лишь «насущные потребности» - хлеб, воду, воздух. С нашей точки зрения, эта конструкция так же далека от справедливости, как национал-антиглобализм и не менее вредна для человечества, чем глобальный капитализм. Но главное для нас в совокупности угроз глобальной демократии XXI в., - это то, что она имеет тех же противников, что и анархизм начала ХХ в., - капиталистов, националистов, коммунистов. Именно в таком кольце врагов сражалась махновщина.

Поиск приложения 
После 11 сентября 2001 г. антиглобалисты оказались в сложной ситуации. Во-первых, опутавшие мир корпоративные СМИ, начали милитаристскую «промывку мозгов» западного обывателя, и теперь он видит любые протесты не иначе, как союзным терроризму покушением на «демократические свободы». А, во-вторых, самих этих свобод по законам военного времени становится всё меньше и уже не каждый бунтарь уверен в том, что разгром Макдональдса грозит лишь газом и дубинками. Возможно поэтому, в последних акциях антиглобалистов наблюдается явный спад погромного начала. Несмотря на то, что 9 ноября 2002 г. во Флоренции демонстрантов было намного больше, чем в Сиэтле или Генуе (до 1 млн. человек), акция прошла без агрессии. А последняя антиглобалистская демонстрация 21 ноября 2002 г. в Праге обошлась лишь безответной блокадой анархистов чешским спецназом.

Но значит ли это, что анархистское крыло глобального сопротивления показало решимость антиглобализма и исчерпало себя? Угроза агрессивной глобализации стала ещё опаснее с началом глобального контртерроризма, предваряющего экономические захваты военными операциями. Да и само антиглобалистское движение стало всё более локализоваться в рамках Европы, усиливается его национальное крыло. Но, как заметил Л. Радзиховский (www.vremyamn.ru), «Правонационалистический антиглобалист ненавидит левых антиглобалистов-космополитов еще больше, чем глобалист». Поэтому анархистам рано опускать руки, надо искать новое, созидательное место в мировом общественном движении.

Как показано выше, анархисты глобальной эпохи имеют тех же врагов, что и 100 лет назад. Только эпоха диктует новые рамки этого противостояния, - планетарный социум. И, коль скоро, нынешняя форма глобализации страшна именно новой наднациональной экономической властью, для анархистов борьба с нею есть ни что иное, как новый виток борьбы с властью на наднациональном уровне. Причём, как чисто анархическое противодействие этой новой «власти сверху» действует и левая часть глобального сопротивления, создающая «глобализацию снизу», - планетарное сообщество общественных организаций и социальных движений. И результатом этого процесса должно стать приведение глобализации под общественный контроль создаваемого антиглобалистами планетарного гражданского общества, с новым глобальным сознанием, солидарностью и взаимопомощью.

Анархический универсализм 
Впервые идею такого общества мы находим в русском анархизме-универсализме А. Гордина. Анархо-универсалисты отвергали государственные границы, национальные разграничения и видели будущий мир единым краем с единой экономикой. Как писал в 1920 г. Гордин, «Мы провозгласили космополитизм, все национальные перегородки, отделяющие человека от человека, должны быть стёрты. Человечество в виде союза личностей. Интериндивидуал населяет, владеет миром, «Универсумом». В переходный период от буржуазной демократии к универсализму место парламентаризма должен занять плебисцитаризм. Всё, что численно больше возможностей прямой демократии по сбору граждан в едином пространстве, не может принимать решения фальшивой представительской формой народовластия (депутатами).

Взамен Гордин предлагал «с помощью письменного обмена мнений» складывать, подобно голосам депутатов, резолюции низовых органов прямой демократии. Так должны действовать плебисцитарные Советы всех уровней – районные, городские, областные, краевые, вплоть до единого глобального Совета. «Универсальный Совет Трудящихся – это всё трудовое Человечество, правящее мировым общежитием не парламентарно, а референдументарно, Человечество, собранное воедино не физически, не пространственно, а психологически, социологически». И на пути к такому глобальному народовластию анархо-универсалисты считали необходимой замену «неорганизованного насилия» разрозненных анархических выступлений организацией всех анархистов!

Конечно, во времена Гордина идея бесконечной переписки низовых структур выглядела несерьёзно. Но вот, в эпоху глобального сопротивления его разрозненные группы со всего мира координируют свои действия через Интернет и, прямо по-гордински, складывают свои мнения письменно, но мгновенно. Таким образом, современную сетевую демократию антиглобализма, – сеть независимых неправительственных организаций, соединённую сетью Интернет, - мы и видим тем, что определял Гордин, как «человечество, собранное воедино не физически, не пространственно, а психологически, социологически». Это есть глобальная прямая демократия посредством прямого включения в Сеть и равноправного влияния на судьбу мировых процессов. И попытки ввести контроль Интернета, мы рассматриваем как акты прямой агрессии против зарождающейся глобальной демократии. Именно поэтому «Суверенная анархистская милиция Интернета» атаковала в феврале 2000 г. правительственные и корпоративные сервера США, пытавшиеся внедрить контроль над Сетью.

В основе движения антиглобалистов мы видим продолжение антиавторитарной традиции анархизма, а сетевые принципы его построения мы выводим из анархического федерализма. Причём, и требование «локализации», которое всё больше перетягивают на себя национал-антиглобалисты, в разумных пределах не является для нас чем-то неприемлемым. В нашем видении глобальной демократии локализация выполняет ту же роль, что идея «Вся власть Советам на местах» в анархизме-универсализме. Это лишь две стороны одного процесса. С одной стороны, мы за глобализацию народовластия, а с другой – за самостоятельное решение вопросов в своих общинах, без диктата сверху не то, что организаций типа МВФ, но даже глобальных институтов общественности. Такой подход даст разнообразие социальной жизни на местах при равном участии в решении вопросов, касающихся глобального сообщества.

Причём, работающий здесь принцип «распыления власти» в равной степени касается не только чрезмерного политического контроля, сконцентрированного в руках государства, но и власти экономической, которой давят ТНК и глобализационные институты (ВТО-МВФ-ВБ). Если «власть – это сконцентрированная экономика», то оставить бесконтрольными экономических монстров, - значит пойти на полумеры и постоянно провоцировать возрождение власти. При этом мы не призываем к обобществлению производства, но настаиваем на общественном контроле над принятием экономических решений, как таких, что непосредственно касаются судьбы миллионов людей. Мы не стремимся к уничтожению рыночной экономики, но выступаем за её предельную гуманизацию.

Исходя из всего выше сказанного, анархисты не могут довольствоваться ролью зрелищного фасада антиглобализма. Их теория, традиция, наработки используются глобальным сопротивлением так же, как до этого использовались либералами и социал-демократами на национальном уровне в своих властнических интересах. И если анархисты не примут самого активного участия в разработке концепции и строительстве глобальной демократии, её ждёт та же участь, а сами анархисты так и останутся горячими «подносчиками снарядов» для чужих политических батарей.

Но даже при самом активном участии в проекте «Универсализм» перед анархистами остаётся главная, пока неразрешимая задача. Каким образом раскрепостить социальную заинтересованность и общественное творчество людей, адекватно тому, как частная собственность и капитализм раскрепостили экономику? Зрелищный приём антиглобалистских акций дал свои плоды. Но их явно недостаточно. Живая, органичная и постоянная заинтересованность широких масс в результатах такого творчества – единственная сила способная переломить ход глобализации в пользу большинства Человечества.

 

ака Даниил Коваленко,
Набат № 8, январь 2003

назад