Проблема амазонок 
По автобиографии лабарны (титул царя хеттов) Хаттусили III (1289-1265 гг. до н.э. [1]), земли палайцев, - хеттская провинция Пала, находились в «Верхней стране», т.е. на севере или северо-востоке Анатолии.

Согласно моей гипотезе, палайцы вместе с другими хетто-лувийскими племенами выделились из индоевропейского единства в III тыс. до н.э. в виде племен усатовской археологической культуры степного междуречья Дуная и Южного Буга, а затем с лувийским потоком мигрировали в Малую Азию через Балканы. Причем, палайцы заняли южное побережье Черного моря восточнее р. Марасанта (совр. Кызыл-Имрак [2]).

Интересно, что в списке провинций Хаттусили III перед Пала стоит некая Turmitta, возможно район легендарной реки амазонок Термодонта. Об амазонках, женщинах-воительницах упоминают почти все античные авторы, располагая их страну на юго-восточном побережье Черного моря. Причем, еще основоположник хеттологии А. Сейс, сопоставив пути расселения хеттов с походами амазонок, отождествил оба эти народа. Однако во времена самой античности в гипотетической Амазонии жили племена халибов. Стефан Византийский писал, что «халибы - народ у Понта на реке Термодонт». В свою очередь, согласно Страбону, Гомер в “Илиаде” называет халибов гализонами. Заметим, что тот же Страбон возмущался авторами, которые заменяли гализонов амазонками и даже скифами-алазонами. Но так ли уж были они не правы?

В связи с хеттской миграцией и проблемой амазонок поражает своей неожиданностью сообщение готского историка Иордана (VI в. н.э.). Описывая родословную готов, он отождествлял этот германский народ с фракийским племенем гетов, населявшим Буджак [3] в период античности. На этом основании Иордан широко использовал не дошедшую до нас “Гетику”, - древнейшую историю гетов, написанную античным автором Дионом Хрисостомом. «Дион, историк... давший произведению своему название “Гетика”... упоминает о их (гетов) короле по имени Телеф... Этот самый Телеф... вел войну с данайцами» (Иордан № 58-60).

Согласно греческой мифологии, Телеф, один из персонажей троянского цикла, был правителем Мисии - области на западном побережье Малой Азии. Он отразил натиск греков-ахейцев, когда их войска, на пути в Трою, по ошибке высадились в его стране. Кроме того, Телеф был женат на сестре троянского царя Приама. Здесь же уместно вспомнить рассказ Филострата (III. 34) о том, что отражать ахейцев помогал женский мисийский колесничный отряд во главе с женой Телефа Гиерой [4]. И, наконец, войска мисийских кетиев (вероятно единственное упоминание гомеровского эпоса о хеттах) под предводительством сына Телефа Эврипила пришли на помощь Трое.

Итак, Телеф - царь одной из подчиненных хеттам областей (вероятно, Страны реки Сеха), осколка, начавшей распадаться Хеттской империи. И, раз Иордан считает Телефа гетским царем, можно сделать вывод, что готский историк, вслед за Дионом Хрисостомом, также считал гетов Буджака и хеттов Анатолии одним народом [5]. Это тем более удивляет, что уже во времена Гомера никто не помнил о, канувшей в веках, великой державе хеттов. И, тем удивительнее звучит сообщение Иордана (№ 47, 49-51) о войне гетов с египтянами и о поражении последних. И, хотя имена королей и места сражений вымышлены, само упоминание о большой хетто-египетской войне, о которой современные ученые узнали из раскопок и кропотливого изучения текстов, не может быть простой случайностью.

Тем более что, согласно таблице лет правления готских королей, составленной Т. Моммзеном на основании “Гетики” Иордана, разбивший египтян гетский король Танаузис правил в 1323-1290 гг. до н.э. А его исторический прототип - хетт Муваттали разбил фараона Рамсеса II в битве при Кадеше в 1296 г. до н.э. Вряд ли это совпадение. И, наконец, женами готов (гетов-хеттов) Иордан считает амазонок. А, так как последние - анатолийские соседи хеттов и в их землях в низовьях р. Марасанта на холме Ак-Алан стояла хеттская крепость [6], - становится очевидным значение вопроса об их этнической принадлежности. Действительно ли это мифологическое преломление самих хеттов, как считал А. Сейс, или это следы другого народа? Там, на северо-востоке Анатолии локализовались в разное время палайцы, амазонки Термодонта, халибы-гализоны.

Если предположить, что мифические амазонки тождественны историческим палайцам, то они, как «жены» хеттов, тоже вышли из Северо-Западного Причерноморья. В античное время на «усатовских» землях Буго-Днестровского междуречья локализовались племена скифов-алазонов. Таким образом, вероятно, первоначальное имя этого народа было палазоны, что тождественно палайцам. Именно о них и их родоначальнике говорит Диодор Сицилийский (2. II. 43), упоминая в связи со скифской мифологией палов и Пала. Правда, диодоровская генеалогия говорит о палах как потомках общего прародителя Скифа. Но и этому можно найти объяснение, если понимать под Скифом не срубную культуру II тыс. до н.э., традиционно приписываемую ранним скифам, а племена древнеямной культуры (ЯК) III тыс. до н.э. Ямники были одной из трех слагающих усатовской культуры, а лингвисты считают ЯК истоками индоиранского этноса, т.е. предками скифов.

Далее Диодор повествует о переселении неких покоренных народов к р. Танаис (Дон) и в земли между Пафлагонией и Понтом на севере Малой Азии. А по мифологии обе эти области не что иное, как земли меотидских и термодонтских амазонок. Косвенным доказательством этого служит и упоминание Диодором о савроматской (сарматской) принадлежности переселенных к Танаису. Ведь по той же мифологии савроматы - дети амазонок. И, наконец, Диодор же (2.II.45) говорит, что амазонки заставляли мужчин прясть шерсть и заниматься женской работой. Так же поступала и типичная амазонка, - лидийская царица Омфала. Согласно мифу, она заставляла пленного Геракла рядиться в женские одежды и работать со служанками по дому. Между тем, лидийцы были прямыми потомками хеттов. И, как последнее подтверждение выше сказанному, сходный мотив звучит в тексте хеттской военной присяги: «... пусть станут женщинами те мужи, что нарушат присягу, пусть носят женскую одежду, а, вместо оружия - кудельник и зеркало [7]».

Итак, палазоны (палайцы) были предками алазонов Скифии и гализонов-халибов Анатолии и ушли вместе с лувийцами из Буджака. Страна палайцев, в течение существования Хеттской державы, локализовалась в разных районах полуострова, - от Понтийских гор на северо-востоке Малой Азии до Юго-Восточной Анатолии. Вероятнее всего, это может быть объяснено многовековым давлением каскейских племен, совершавших набеги на земли Пала со стороны Кавказа в XVII – XIII вв. до н.э. Племена каска принадлежали к абхазо-адыгской языковой группе (др.рус. косоги) и были родственны дохеттскому населению Центральной Анатолии, - хатти. Провинция Турмита локализуется на границе со страной Каска [8], и палайцы-амазонки первыми принимали на себя удары каскейских вторжений. А уже при лабарне Хантили I (1590-1560 гг.) каска отрезали хеттов от Черного моря и впервые блокировали провинцию Пала, а значит и Турмиту-Термодонт.

В результате этих набегов палайцы были частично согнаны со своих земель. С этого же времени начались активные действия амазонок на историко-мифологической арене. Они искали новые территории для поселения. Появление амазонок в Карии и строительство ими г. Эфес, амазонки Омфалы в Лидии, амазонки Пентесилеи В Троянской войне - все это следствия многовекового каскейского натиска. Правда, Гомер упоминал в рядах защитников Трои и амазонок и гализонов, т.е. один и тот же народ. Но это может быть объяснено использованием различных источников, один из которых называл палайцев микенским прозвищем, а другой – именем, бытовавшим у анатолийских современников Гомера.

Этнонимные метаморфозы 
Троянская война - осевое время Древнего мира, дающее ключ к разгадке многих этнических процессов конца II тыс. до н.э., прозвучавших эхом во всех уголках Средиземноморья. Часть амазонок погибла, защищая от войск Геракла свою столицу Фемискиру, другие пали под стенами Трои, третьи погибли в боях с греками Беллерофонта в Ликии, четвертые, в рядах “народов моря”, пустились на поиск новой родины. Мифическая царица амазонок Мирина завоевала много стран. Ее воительницы построили г. Мирина в Мисии, а затем завоевали Ливию. Исторической основой этого мифа могли стать нападения “народов моря” на Египет в годы правления фараонов Мернептаха и Рамсеса III. Их отряды высадились в Киренаике и, заключив союз с ливийцами, пытались захватить нильскую дельту.

Среди “народов моря” были малоазийские племена шарданов или сардов, которые, потерпев поражение в Египте, ушли из Африки и колонизировали о. Сардинию. В их рядах могли находиться и амазонки-палайцы. Шарданы были родом из Лидии и дали имя ее столице - г. Сардам. Как тут не вспомнить лидийскую амазонку Омфалу! Часть сардов осталась в Киренаике и растворилась в ливийской среде. Вероятно, их потомками было ливийское племя максиев, которые по Геродоту (II.191) считались выходцами из Трои. А амазонские обычаи нашли свое отражение в ливийских девичьих боях, устраиваемых в праздник Афины.

Согнанные большей своей частью с термодонтской родины, палайцы-амазонки расселялись по древней Ойкумене, со временем забывая свой язык и прошлое. Даже у Термодонта их потомки халибы имели, по словам Ксенофонта, две изолированные друг от друга области обитания. Причем, горные халибы усвоили чужие нравы и обычаи. Но как палайцы стали халибами? Одну из наиболее правдоподобных версий выдвинул Ю.В. Откупщиков. Имя “халибы” он считает не самоназванием народа, а прозвищем, связанным с торговыми экспедициями эгейских народов за металлами. Эгейцы покупали в Юго-Восточном Причерноморье высокосортное железо, названием которого и стали именовать тот район и его племена. Так это было, например, с о. Кипр, названным от “cuprum” – медь [9]. Однако имеет право на существование и другая версия, даже несколько, на выбор.

Версия первая. Гомер пишет (II. 856), что гализоны пришли из Алибы, а Страбон (ХII.3.20) предполагает, что настоящее имя народа было “алибы”. Позднее там же, на южных берегах Черного моря локализовались некие бело-сирийцы (алибы (альбы)- сирийцы?). Поэтому закономерно, что в науке возникла гипотеза о переселении сюда части сирийцев из княжества Хальпа (Халеб). По имени княжества якобы и были названы халибы-сирийцы. Но можно предположить и обратное.

Диодор Сицилийский (2.II.46) пишет, что амазонки распространили свое могущество до Сирии. Исторической основой этого мифа могли послужить походы палайцев в рядах хеттских войск на Северную Сирию. Там в 1650 г. до н.э. лабарна Мурсили I захватил княжество Халеб. Бог Грозы г. Халеб был включен в хеттский пантеон “Тысячи богов”, где находился вплоть до гибели их царства. Кроме того, обычной тактикой хеттов был увод в рабство основной массы завоеванного населения. Остальных просто убивали. Таким образом, Халеб мог практически обезлюдить. Все это дает право предположить наличие хеттского гарнизона и колонистов в Халебе, в том числе и изгнанных из «Верхней страны» палайцев.

После гибели державы хеттов в конце ХIII в. до н.э. княжество Халеб, наряду с другой хеттской крепостью, - г. Каркемиш, стало одним из последних пристанищ бывших владык Анатолии. По словам летописей, последняя хеттская твердыня Каркемиш был взят ассирийцами в 717 г. до н.э. Халеб, вероятно, пал несколько раньше. Позже те же ассирийцы вели продолжительные войны с анатолийскими соседями гализонов - тубалами. Думаю, что в период этих войн и могло быть перенесено на остатки причерноморских палайцев имя их родственников - жителей Халеба. Ассирийцы видели, что это один народ и называли гализонов именем населения, захваченного ими, северосирийского княжества хеттов.

Версия вторая. На южном берегу Черного моря, в устье р. Марасанта стоял хеттский г. Цальпа (от корня sal - соль, соленая вода, море). Его имя могло ко времени Страбона исказиться до Алиба или Альба.

И, наконец, версия третья. Земли “Верхней страны”, в том числе и провинции Пала и Турмита, часто переходили из рук в руки между хеттами и каска. Кроме наместника хеттов там существовала еще некая административная должность - halipis, известная по Хеттским законам [10]. Отсюда можно предположить, что столица гализонов Алиба (возможно г. Цальпа или Фемискира) - не что иное, как искаженное Халипис, в смысле, ставка хеттского администратора-халипа. И, так как Пала с годами наполнялась чуждым каскейским населением, у этого города, - “ставки Халипа” или просто “Халибы”, - могли находиться основные войска провинции.

А, раз так, то здесь же могло и концентрироваться, вытесняемое каска, хеттско-палайское население. В такой ситуации, отрезанные после 1400 г. до н.э. от остальной державы, палайцы Халибы могли увеличить свои силы за счет формирования девичьих отрядов конных лучников, которые до того поразили воображение соседей, что те, в своих легендах, напрочь забыли о мужской части их племени. Хотя, не исключено, что подобные формирования не были гениальной идеей халиписа, а лишь повторяли старую палайскую практику. Вспомним женское захоронение с кинжалом и рогатую богиню усатовцев! Возможно, еще натиск праиндоиранцев древнеямной культуры в Северо-Западном Причерноморье привел к зарождению первых девичьих частей.

Правда, тогда остается неясным вопрос: как же, при наличии конных лучниц, хетты не знали всадничества? Определенно знали, причем именно в образе амазонки. Так хеттский бог Пирва, восседавший на коне, иногда изображался в женской ипостаси. На коне восседала хетто-хурритская богиня Иштар. Наконец, военная почта в экстренных случаях доставлялась конными курьерами. Но сами хетты до того усовершенствовали колесницы, что, как бы, изобрели их заново [11]. Неудивительно, что эту новинку они и сделали основной ударной силой, оставив в тени другие рода войск. Ведь, в крупнейшей битве при Кадеше, лабарна Муваттали (1315-1296 гг.) не ввел в бой даже пехоту!

Змеиное племя 
Однако вернемся к ликийской войне, которую вели амазонки с войсками Беллерофонта. Истинное имя греческого полководца было Гиппоной, а Беллерофонт было прозвищем, переводимым как “убийца Беллера”, при том, что Беллер переводится как “полоз”. Этот образ восходит к общеиндоевропейскому мифологическому сюжету о Скотьем Боге, главном противнике Бога Грозы. Скотий Бог отождествлялся со Змеем у корней мирового дерева [12]. Таким образом, имя народа палазоны можно вывести из имени Змея-Полоза. Подтверждением этому может служить скифская прародительница - змеедева, являвшаяся, по Диодору, “бабушкой” палов. Тут же можно упомянуть и италийское женское божество, покровителя пастухов и скота - Палес, такую же амазонскую богиню, как и “рогатая богиня” из усатовского кургана I-3.

Этруски вводили Палес в число пенатов, - богов-хранителей, вывезенных Энеем из Трои и хранившихся в римском храме Весты. Так можно очертить путь палазонов и их потомков, который пролегал по маршруту: Усатово - Балканы - Северо-Западная Анатолия - провинции Пала и Турмита - Троя - Лидия - Ликия - Киренаика - Сардиния - Италия. При этом непосредственно палазонов можно видеть на Сардинии в племенах баларов, живших в гористой части острова. Этноним “балар” идентичен имени Беллера-Полоза. После поражения в Ликии балары-палазоны ушел через Африку в Сардинию. А то, что балары действительно находились среди сардо-тирсенских племен в Ливии подтверждает Павсаний (Х.17.5), говоря, что балары происходят от ливийских воинов. И, наконец, балары заселили и дали имя Балеарским (Баларским) островам.

Немаловажно так же и то, что сюжет Беллерофонта повторяет славянский новогодний ритуал Полазник, - сжигание в сочельник образа Змея-Бадняка. Последний представляет собой полено или пень, сжигание которого сопровождается заклинаниями о размножении скота [13]. Вероятно, к подобному ритуалу относятся и культовые зольники, распространенные с середины II тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э. в культурах Восточной Европы (включая позднескифское царство Крыма и города Боспорского царства). Ритуалы, реконструируемые для зольников, до деталей совпадают с ритуалами хеттского культа огня. Мало того, украинское название зольника - “буднык” ассоциируется со Змеем-Бадняком. А прямыми предками зольников Восточной Европы являются зольные объекты усатовской культуры [14]. Да и много позже, на Руси Бог Грозы - Перун был лишь богом князя и дружины, а богом народа оставался Скотий Бог – Волос, ассоциирующийся с тем же Змеем.

Бурные волны истории разметали легендарных амазонок по античной Ойкумене. Их племена осели в Ликии, колонизировали Халеб, достигли Ливии, Сардинии и Италии. Амазонки же, отрезанные каскейцами на р. Термодонт, после падения Хеттской державы, частью ушли на Кавказ и поселились в горах над Албанией, на территории современного Азербайджана. Имя страны говорит о том, что здесь осели альбы-халибы. Да и река у границ Иберии называлась Алазонием. Была еще прикубанская область обитания амазонок. Трудно предположить, - были ли прикубанские амазонки потомками усатовцев, проникшими на Северо-Западный Кавказ во времена майкопской культуры, и поддерживавших тесные связи с анатолийскими “родичами”, или это была возвратившиеся после разгрома Хеттской державы, часть гализонов-халибов.

Однако в связи с этим вопросом вызывает интерес еще одно место у Иордана. Согласно его сведениям, когда готы Фелимера достигли вожделенной области Ойум где-то за Днепром, и сражались там с некими спалами! В спалах комментаторы Иордана видят славян. А лингвист О.Н. Трубачев отождествляет Ойум с Таманью, - “Синдским островом” и говорит об анатолийско-прикубанских культурных связях и изоглоссных связях западнокавказского индоевропейского диалекта с хеттским языком [15]. Причем, локализация в Прикубанье и амазонок и синдов, которых Трубачев считает индоарийским племенем, может свидетельствовать о смешении здесь хеттов с шедшими следом за ними в Переднюю Азию индоариями-маитами, создавшими государство Митанни (Майтани).

Это еще раз доказывает принадлежность спалов Ойума к амазонкам Меотиды, - потомкам хаттов, палайцев и индоариев. Но как же тогда быть с отождествлением спалов со славянами? Достаточно вспомнить выражение Феофилакта Симокатты (III.IV.6) “Войска гетов, а, иначе говоря, толпы славян”. Трипольский компонент усатовской культуры дал своими другими локальными вариантами толчок к развитию прафракийских и протославянских диалектов. И не по причине ли дальнего, но очевидного для древних родства палайцев и славян, жители Ближнего Востока еще в раннем средневековье видели в последних причерноморских халибов и называли их “скалиба”?!

Ну, и, наконец, что касается потомков усатовцев, которые остались в хеттской прародине Буджаке. Они долго не могли забыть своего амазонского прошлого. Так древнегреческий памятник, т.н. “паросский мрамор” сообщает о набеге на Афины амазонок с севера в 1256 – 1255 гг. до н.э. Под этим отечественные исследователи понимают поход племен сабатиновской культуры из Северо-Западного Причерноморья, вероятно, ранних киммерийцев. Правда, эта культура была уже другим, сильно измененным племенным союзом. Но и в них ахейские греки безошибочно узнавали амазонок.

А по «Жизни божественного Аврелиана» Флавия Вописка (158. 1) в триумфальном шествии этого кесаря среди прочих пленников вели 10 женщин-гетиянок, сражавшихся наравне с мужчинами. И на триумфальной арке было записано, что они из племени амазонок. Древний Буджак, - “пустыня гетов”, - оказался местом грандиозного исхода “змеиного” племени полозов, оставившего о себе столько красочных легенд в истории античности...

 

Социальная газета «На дне» № 8-9, 1999 г.
Доработано: сентябрь 2004 г.

[1] Здесь и далее годы правления хеттских царей по Герни О.Р. Хетты. М. 1987, с. 190
[2] Подробнее в «Рожденные Буджаком»
[3] Степь междуречья Нижнего Дуная и Нижнего Днестра
[4] Гиндин Л.А. Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М. 1996., с. 129
[5] Гипотезу о проникновении в Буджак этнонима «геты» я высказал в предыдущей работе «Рожденные Буджаком»
[6] Максимова М.И. О выходе хеттов на южный берег Черного моря // ВДИ № 4, 1948., с. 34
[7] Замаровский В. Тайны хеттов. М. 1968., с. 291
[8] Хачатрян В.Н. Восточные провинции Хеттской империи. Ереван. 1971., с. 33
[9] Откупщиков Ю.В. Карийцы в Причерноморье // Кавказ и Средиземноморье. Тбилиси. 1980.
[10] Гиоргадзе Г.Г. Каска // Переднеазиатский сборник М. 1961., с. 165
[11] Керам К. Узкое ущелье и Черная гора М. 1962., с. 123-124
[12] Иванов В.В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М. 1964., с. 36-37
[13] Иванов В.В. Топоров В.Н. Полазник // Мифы народов мира. Т.2. М. 1982., с. 318
[14] Тощев Г.Н. Черняков И.Т. Культовые зольники сабатиновской культуры // Исследования по археологии Северо-Западного Причерноморья. К. 1986
[15] Трубачев О.Н. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа в античное время // ВДИ №4 1978.

назад
Любое полное или частичное использование материалов допускается только при прямой ссылке на первоисточник