К идее Старобельского соглашения

Чуть не пропустил одну из важнейших дат в нашей анархистской истории, а для меня, - так и всего человечества, пока недостаточно оцененную историками и философами. 101 год назад Совет революционных повстанцев Украины (махновцев) заключил с правительством Украинской советской республики т.н. Старобельское соглашение. В обмен на помощь в разгроме Врангеля махновцы и анархисты во всех советских республиках возвращали себе право легальной политической деятельности, а в Украине – выборы в Советы всех уровней, вплоть до 5-го съезда Советов – высшего органа власти в УССР.

Современное анархическое движение, давно выдавленное государственниками из политической сферы и довольствующееся субкультурой, ЛГБТ и экологией вместо строительства реального постгосударственного общества, настороженно относится к этому завоеванию махновцев, вроде как они захотели интегрироваться в государство.

Разумеется, такое отношение может возникнуть лишь у людей, отдаленно представляющих себе природу власти, ее институт – государство, и охраняемую им собственность. Для многих их них государство – это злобное живое существо, враждебное честным людям, вроде сказочного левиафана. Хотя на деле это всего лишь набор политических функций и полномочий чиновников их отправляющих. В разные времена и при разных режимах их было то больше, то меньше, а значит, может не стать и вообще.

Поэтому главным в борьбе за справедливое общество, а для меня лично, оно воплощается в постгосударственном социуме анархии, является не название оппозиционной структуры. И среди анархистов была масса авантюристов и мародеров. Главным является дух и мировоззрение, - то есть продукт структуры, называвшейся в махновщине Культпросветом, - обучающей и воспитывающей организации, которая создает безвластного человека будущего, способного строить отношения с себе подобными на сугубо добровольной основе, и отрицающего применение власти, то есть насильственного насаждения своей воли среди других людей.

Воспитаны такие люди и их сообщества – они смогут использовать и государственную машину в своих целях развития безвластия, в частности, пользоваться делегированными полномочиями депутатов для создания нормативной базы широкого самоуправления, которое будет неуклонно вытеснять государство из жизни общества. Поэтому сейчас на место лихих рубак и пулеметчиков тачанок заступают социальные технологи и проникновенные пропагандисты, равно как махновцы, закалившие свои убеждения, легко шли в легальную политическую борьбу. В этом главный смысл Старобельского соглашения и его историческая ценность для безвластного общества, которое рано или поздно придет на смену государству.
назад
Любое полное или частичное использование материалов допускается только при прямой ссылке на первоисточник